Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» — это возможность познакомиться с творчеством театральных трупп из разных городов России. С разными режиссерскими подходами, в то же время объединенными стремлением следовать наследию Станиславского, облекая его традиции в новые формы театрального искусства.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Владимирский академический театр драмы
Не всякий режиссёр способен работать с прозой. У Владимира Кузнецова к этому особое пристрастие и, бесспорно, — талант. Его выбор рассказа «позднего» А.П. Чехова удачен и логичен, поскольку сегодня даже самые не склонные к философии слои населения готовы размышлять не о бренности, а о Смысле и эфемерности человеческой жизни!
Название рассказа — интригующий капкан. Потому что его главный герой — отнюдь не знаменитый миллионер, как многие ожидают. Наоборот — им оказался живущий в захудалом городке нищий гробовщик Яков Иванов, по прозвищу Бронза. Мрачнейшая личность, зацикленная главным образом на подсчёте убытков. Они в его жизни явно преобладают. Городок сплошь заселён стариками, но те почему-то умирают крайне редко и неохотно. Так что бизнес Бронзы не процветает. У Якова есть жена Марфа, которая за полвека совместной жизни стала для него чем-то вроде привычной мебели.
И есть скрипка.
Только она удостоена его привязанности и доверия. Несмотря на чудовищный, скандальный его характер, Якова в особых случаях приглашают поиграть в еврейском оркестре, — значит, талант его в этом деле несомненен. Внезапная болезнь и смерть неприметной Марфы стремительно всё переворачивает в этой однообразно-заскорузлой жизни. Попутно в своей математике/философии Бронза доходит до идеи, что смерть-то гораздо выгоднее, чем жизнь. Но чеховская ирония неожиданно переводит историю из насмешливых в нежнейшие...
Вы спросите — так при чём же здесь Ротшильд?! А при том, что этой роскошной фамилией увенчан нелепейший бедолага-флейтист из еврейского оркестра, более всех раздражавший Бронзу своей способностью играть «жалостливо» любую, даже самую развесёлую мелодию. Но именно ему умирающий гробовщик завещает заповедную скрипку, а тот наследует и прелестную мелодию, сочинённую Бронзой, уходящим в мир иной...
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
«Ведогонь-театр», г. Зеленоград
В спектакле присутствуют сцены табакокурения. В спектакле используется дыммашина.
«...а ночь будет колдовать, оберегая её счастье, и перекатывать на своих прохладных ладонях три яблока, которые потом, как это испокон веку было заведено в маранских сказаниях, уронит с неба на землю — одно тому, кто видел, другое тому, кто рассказал, а третье тому, кто слушал и верил в добро»
Про армянскую деревушку Маран, что на вершине горы Маниш-Кар и так близко к небесам — это ведь не повесть, не роман и не поэма — это песнь. И в эту невероятно красивую, словно высеченную из камня песнь, врывается и голод, и засуха, и землетрясение, и война...
Забытая, неприкаянная, приговоренная к смерти Маран болтается «словно пустое коромысло на плече Маниш-кара», покорно доживая свой век. Пока однажды, когда кажется, что не осталось ничего, кроме безысходности и страданий, этот крохотный, но сильный мирок с десятком стариков и одной часовней, не ощутил на себе легкое и милосердное дыхание Бога.
Анатолия ждет смерти, а чего еще ей ждать? Но не всё знает человек о своем завтрашнем дне и конец вполне может оказаться началом...
Постановка «С неба упали три яблока» Татьяны Тарасовой — режиссёра, искусно владеющего «переводом» на театральный язык большой прозы (спектакли «Толстая тетрадь» в театре Наций, «Старосветские помещики», «Тимур и его команда. Рассказы о том» в ЦДР) по повести известной армянской русскоязычной писательницы Наринэ Абгарян (автора книг о «Манюне») — это горькая, смешная, порой детективная история библейской силы о несокрушимости человеческого духа и о великой надежде. Она о том, что очень часто человек, поддаваясь унынию, не может разглядеть такое близкое и многоликое счастье. Она о том, «что жизнь — это круги, оставленные дождевыми капелями на воде, где каждое событие — отражение того, что было раньше». Стоит только вглядеться...
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Алтайский государственный театр для детей и молодёжи им. В.С. Золотухина
Героини — три одинокие старухи из заброшенной деревни — решаются идти встречать мужей на железнодорожную станцию, откуда в 1941 году проводили их на войну. Каждая верит, что её избранник выжил, а с именами в похоронках просто напутали. Каждая верит, что любимый вернётся тем же — молодым и красивым.
Прихватив корову, патефон и фотокарточки своих солдат, подруги отправляются в долгое путешествие. Путь через топкое болото, дремучий лес, реку с густым туманом и широкое поле оказывается совсем непростым. В дороге старухи сталкиваются со странными персонажами, среди которых Геббельс, Левитан, Человек-гриб и многие другие...
«Когда прочла пьесу, меня очень тронула тема земли. Она представляется как живая субстанция, претерпевающая бесконечные техногенные революции, экологические катастрофы и так далее — в общем, всё то, на что способен человек. К ней возникает сострадание, ведь она дышит, слышит, откликается, а мы на ней просто живём, не задумываясь используем. У драматурга Олега Богаева этим убивающим фактором становится война, выжегшая землю. Новая жизнь возникает благодаря женщине, которая верит, любит, идёт до самого конца, она добивается этого перерождения», — говорит режиссёр Ирина Астафьева.
Спектакль «Марьино поле» о верной дружбе, вере в мечту, надежде на чудо, желании жить. Но прежде всего он о женской любви, всеобъемлющей, сильной, красивой, вне времени и вне пространства.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской, г. Новочеркасск
Любовь и деньги — тема, красной нитью проходящая через всё творчество А.Н. Островского. В этой пьесе она отражена с особым драматизмом.
Перед нами история молодой вдовы Юлии Тугиной, которой муж оставил небольшой капитал, и разорившегося помещика Вадима Дульчина — игрока, предпочитающего пускать пыль в глаза, чтобы окружающиесчитали его всё ещё состоятельным барином. Юлия любит Вадима и надеется на брак. Вадим же пользуется чувствами героини лишь для получения от той денег... Впрочем, о деньгах в спектакле говорят все: и миллионщик Флор Федулыч Прибытков, и его легкомысленные родственники, и премудрый ростовщик Салай Салтаныч. Вопреки известному утверждению о том, что деньги любят тишину, в спектакле вокруг них бушуют нешуточные страсти: их выманивают, вымаливают, идут ради них на риск и скандалы. А клерки с бесстрастными лицами, сопровождающие сюжет, щелкают костяшками счетов, символизируя чаяния и стремления своих хозяев...
Спектакль поставлен в рамках реализации федерального проекта «Культура малой Родины» партии Единая Россия. Поддержку в осуществлении проекта оказало Правительство РО и Министерство культуры Ростовской области.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Пермский театр «У Моста»
На сцене бурлящая смесь абсурда, юмора и тонкой иронии с примесью фирменной мистики Сергея Федотова. Какой он — ирландский герой? Кто может стать героем в глазах типичных представителей народа, проводящего свои дни в беспробудном пьянстве, мелких потасовках и прочих «прелестях» жизни в глухой ирландской глубинке, где никогда ничего не происходит, а если и происходит, то становится поводом для сплетен? Какой поступок нужно совершить, чтобы стать героем? Оказывается, всё очень просто — достаточно зарубить лопатой своего отца-тирана и из неудачника и отшельника превратиться в знаменитого, снискав славу настоящего героя.
Но... вспомним про убитого отца. Он возникает вновь. Кто он — призрак или человек, который отправился на поиски своего убийцы?..
Что это — комедия, трагедия или откровенный фарс? Каждый решит для себя сам.
Международный фестиваль Мартина МакДонаха, Пермь, 2022. Лауреатские дипломы: «За лучший актёрский ансамбль»; Ирина Молянова — «За лучшую женскую роль второго плана», Вдова Куин; Специальный диплом жюри Илье Бабошину за роль старика Мехоуна.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Самарский драматический театр
Тартюф — та самая интерпретация классики, о которой многие мечтают: с роскошными костюмами, поражающими воображение декорациями и блестящими актёрскими работами.
Хитроумный интриган и фальшивый святоша Тартюф проник в семью Оргона, разбогатевшего буржуа, у которого вдруг возникла потребность «подумать о душе». Постепенно приторные речи захватывают мысли и сердце Оргона, вытесняя оттуда любовь к родным и заставляя забыть осторожность....
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Лесосибирский драматический театр «Поиск»
Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой. Так же, как Гомер назвал свою Одиссею. И там, и там — роудмуви. Только Одиссей держит путь домой к своей семье, а Чичиков двигается в никуда. И тут направление движения Павла Ивановича совпадает с дорогой птицы-тройки, о которой Гоголь пишет: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? ...и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».
В этой поэме Гоголь с любовью попытался описать всю Россию, как она была, как будет и как есть. С одной стороны — это прекрасное поэтическое произведение, с другой — жесткое, пристрастное и очень смешное исследование русских характеров российского общества.
Не стоит ждать от спектакля краткого пересказа великой книги. Наш спектакль — это попытка осмысления современными российскими художниками великого русского текста и вопросов, которые он поднимает. А отвечать на эти вопросы, как всегда, вам нашим зрителям.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Лесосибирский драматический театр «Поиск»
Загадка второго тома «Мёртвых душ» — едва ли не самая большая тайна русской литературы. Сожжение автором рукописи — одна из самых больших её потерь. Почему Гоголь уничтожил произведение, создание которого ставил целью своей жизни? Может быть, потому что герой перестал повиноваться ему и перешёл границу, за которой стал ненавистен своему создателю? Или потому, что автор понял, что эта «Одиссея» не имеет конца, что у героя нет своей Итаки, а в бескрайней прекрасной России, с её неумеренными страстями, просторами и амбициями, ему не найти ни новой веры, ни нового дома?
В сохранившихся черновых главах второго тома, мы явно видим попытки автора найти в лицах некоторых персонажей характеры людей будущего. Людей, которые смогут обустроить «Дом» и быть образцами для целых поколений. Достойно восхищения стремление великого Гоголя сочинить прекрасную Россию будущего. И достойна великого сопереживания боль автора, возникающая от столкновения мечты и реальности.
Инсценировка Второго тома «Мёртвых душ» сделана на основе сохранившихся черновиков Гоголя. Также, были использованы его письма к друзьям, воспоминания современников и реконструкция Ю. Авакяна.
Спектакль «Мёртвые души. Второй том» — это логичное продолжение спектакля «Мёртвые души» и фантазия о том, какой могла бы быть эта история, если бы её не уничтожил огонь.
И, конечно, Смех — по-прежнему, главный герой Гоголя. А наш главный герой — Театр.
V Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского»
Новокузнецкий драматический театр
Это было чертовски странное время. Сначала повесили того парня, который до последнего кричал, что он не виноват. До последнего, мать его, момента. Но Гарри всё нормально сделал. Гарри был чертовски хороший палач, мать его. Не Пьерпойнт, конечно. Но у Гарри был свой стиль. Гарри — знаменитость, у него даже бар свой. Через два года смертную казнь отменили. И пошло-поехало. Припёрся этот долбаный журналист, всё что-то вынюхивал. Вроде как, виновен тот парень или нет, так и не выяснили... Но Гарри за словом в карман не лез и всё нормально сделал. Потом приехал Сид и сказал, что, вроде как, нападения-то продолжились, и что убийца так и не найден, и что убийца этот, вроде как, на свободе, и что Гарри надо бы лучше приглядывать за своей дочкой... Где, кстати, Ширли? — спросил Сид. Где твоя дочь, Гарри? — спросил Сид. Где она?